Каменные стелы- вишапы Джавахка

На Армянском нагорье, на территории исторической Армении в Гегамских горах, в бассейне  Севана, в Шираке,на склонах Арагаца , в Котайки,  Амберде, Малой Армении, Вайодзоре,Трехке, Джавахке иво

многих других местах по берегам рек, в бассейнах озер, возле родников установлены каменные стелы -вишапы, которые связываются с культом воды.

Вишапов первыми обнаружили Н. Мар и Я. Смиринов в 1909 г. в Гегамских горах. Это четырехгранные рыбоподобные каменные изваяния, которые они в своей работе назвали вишапами вслед за местными жителями. После них к проблеме этих удивительных памятников Армянского нагорья неоднократно обращались и многие другие исследователи.

 

Вишапы с.Мурджахет

           

На старом кладбище с. Мурджахет, 4 км к югу от  Ахалкалака вздымается стела из черного базальта высотой 3 м. Армяне-жители  села  называют его"кат кар" -молочный камень, а  грузины-"дзудзус ква" - камень-грудь.

   Этот памятник первым описал известный армянский этнограф Е. Лалаян в 1892 г. .Он же записал краткую легенду и традиции, связанные с памятником, назвав его"молочным камнем". Об этом памятнике дважды (  в 1927 и 1931 гг.) писал 10  .Самвелян, также назвавший его "молочным  камнем" ,и, вслед за  Е. Лалаяном, связавший его с фалличееким культом.

     После  Е.Лалаяна как  этот, так и второй (лежащий) памятники  описал И. Ростомов( в 1898., на русском, в 1901.г - на грузинском), также связавший оба памятника с культом фаллоса.  

 

В  1909г. то  же  самое  делает  Е. Такайшвили. Однако  видевший  сделанные  Е. Такайшвили фотоснимки  памятника  академик  Я. И. Смирнов  находит, что на нем  изображен  не  фаллос;  по его  мнению, это вишап. Академика  поддержал  в 1917г. и  Ломия, с которым  согласен  и  Н.Марр.  Он  пишет, что "недалеко  от  города Ахалкалака  в селе  Мурджахет   есть памятники, которые  обычно  имеют  вид  "вишапов”, или  огромных  каменных  рыб. «Того  же  мнения  придерживается И. Мещанинов, полагающий , однако , что в верхней  части стелы  изображены  голова  и  ноги быка. Памятники  подробно  описывает  Л. Меликсет  -Бек  в  1938 г. в работе”Мегалитическая  культура Грузии».                                                                                                                    Он  также  считает, что   стоячая  стела – это   изображение   вишапа, а не  фаллоса. По  его  мнению, в  верхней  части  камня  изображены   не  голова  и  ноги  быка, а  собачья   голова  и  по  обе  стороны  от  нее – две  птицы  и  двуглавая  змея, символизирующие  небо  (птицы) , землю  (собачья  голова)  и  подземный  мир (змея).

В 1941г. М. Абегян в работе  ''Стелы, называемые вишапами , как памятники  богине Астхик-Дерекето ” пишет: ''Недалеко от границы Советской Армении, к югу от Ахалкалака, ест памятник, на котором, между прочими, заметны изображения двух птиц и двуглавой змеи, но нет изображения рыбы ”. Г. Капанянц, обращаясь в 1952г. к вопросу об изображениях вишапов, в своей работе ''О каменных стелах на горах Армении ” пишет о мурджахетской стеле следующее: ”В верхней части каменного столба в селе  Мурджахет в 4 км к югу от Ахалкалака есть рельефные изображения, среди которых можно различить двух птиц и двух главую змею”.

Таким образом, при близком рассмотрении стелы становиться очевидно, что мнение ученых (Я. Смирнова, Н. Марра, И.Мещанинова,  Л.Меликсет- Бека, М. Абегяна,  Г. Капанцяна) о том, что она представляет собою изображение вишапа, абсолютно верно, и  изображений рыбы или змеи с рыбьими глазами и  жабрами на ней нет    ( хотя с боков стела несколько и напоминает рыбу).

          В верхней части стелы изображена бычья голова (барельеф) с  рогами, которые с обеих сторон равномерно спускаются вниз параллельно голове и заворачивают в стороны. В  верхней части головы  ясно видны  два ухо. Слабо, но заметны  и глаза.    

 Эта бычья  голова похожа на изображения (особенно на табл. 5) голов двух  вишапов с Гегамских гор, опубликованные   Л.Барсегяном. Под мордой быка есть 25-см. волнообразный барельеф. Предполагается, что, как и у вишапов с Гегамских гор, это вода, изливающаяся из пасти быка. Прямо под ним изображена двуглавая змея.

На  обеих  сторонах   памятника  изображены  спускающиеся   вниз  передние  ноги  быка, явно  видны  даже  копыта.  Изображений  птиц, полагает  Л. Меликсет  - Бек, нет  вовсе. Имея под  рукой  нечеткий  фотоснимок  и  не  видев  самого  памятника, он  принял  рога  за  птиц , а саму  голову  посчитал  собачьей. Эту  ошибку  вслед  за  ним  повторили  М.Абегян и Г. Капанцян. Скорее всего, они также не видели самого памятника и судили о нем по нечеткой фотографии в книге Л. Меликсет-Бека.

      На южной окраине села лежит второй вишап. Он подробно не исследовался, поскольку барельефы погружены в землю. Как считает Л. Меликсет - Бек, после установления христианства верхнюю часть памятника обтесали, пробили в ней дыру и там, в голове памятника, установили крест по образцу чисто христианских стел раннего периода.


Из книги Артюща Саносяна  "…еще и белы геноцид”

 

 

   

Поисковый анализ сайта