Вишaп с Гандза

Второй вишап Джавахка, также привлекший внимание исследователей, находится рядом с селом Гандза. в поле, на правом берегу реки Парвана, в 300 м от нее.Гигантское изображение рыбы стоит на хвосте, ее высота от земли - 3.7 м (вероятно, памятник уходит в землю еще на 1—1,5 м). ширина в нижней части — 0.84 см, в верхней — 1,27 м., толщина — 0,55 м. Местные жители называют памятник "св. Саргис" и "кат кар — молочный камень" В поклонении верующих просматриваются черты фаллического культа плодородия. Памятник особенно посещаем бездетными женщинами и теми, у кого недостаточно молока для вскармливания ребенка. Камню приносят жертвы, ставят свечи и совершают
некоторые обряды.

Первым описал памятник И. Ростомов в 1898 г.15, затем в 1931 г. К. Лалалн", И. Ростомов в верхней части западной стороны памятника заметил лишь солнечный круг - символ плодородия. Соглашаясь в этом с И. Ростомовым. Л. Меликсет—Бек более подробно описывает памятник, определяя его как вишапа. Он считает его изображением
рыбы с разинутой пастью. Далее он пишет:" ...Однако кроме символа плодородия на памятнике изображены рыбий глаз, голова и жабры, а под ними
- две птицы, вероятно, журавли..."17.

М. Абегян пишет об этом вишапе: "...Второй памятник (первый
- мурджахетский вишап - А.С.) находится в с. Гандза, на берегу реки Тапараван, вытекающей из оз. Тапараван /Нарвана — А.С./ и впадающей в оз. Тумангел /Сагамо —А.С./. )тот памятник имеет много общего с вишапамн с Гегамеких гор даже по внешнему виду, отдаленно напоминающему рыбу... Конечно, нельзя говорить однозначно, что этот камень похож на вишапов Гегамеких гор, но между ними, несомненно, много общего"18. М. Абегян, несомненно, прав. По Г. Кананцяну, в центральной части памятника есть изображение диска и под ним двух птиц, стоящих друг против друга19. В другом месте он говорит не о диске, а о двух окружностях друг под другом .

Мы тщательно осмотрели памятник. В верхней его части есть углубление которое издали оставляет впечатление раскрытого рыбьего рта, что ввело в заблуждение Л. Меликсет-Бека. При внимательном осмотре выясняется, что первоначально это было сквозное отверстие диаметром в

14 15 см (подобные отверстия есть на менгирах Владимирова и Сатхи) однако впоследствии но неизвестным причинам верхняя часть была разрушена и образовалось углубление. Рыбья голова, глаз и жабры высечены на южном стороне памятника, следовательно, указанное углубление ртом быть не может. На западной стороне камня, под отверстием, высечен барельеф — диск, выполненный с большим мастерством и точностью. Как уже было сказано, он символизирует солнце как знак плодородия. Сверху к солнечному диску подходит другой барельеф, своим острым концом напоминающий стрелу. Б. Пиотровский полагает, что это голова змеи2'.

Я полагаю, что это. скорее всего, древо жизни или его плод. Основанием для такого вывода является его большое сходство с древом жизни, изображаемым в руке бога молнии Тейшебы и возле него , а также с изображениями древа жизни на памятниках Венского царства, приводимыми па рисунках в статье А. Мнацаканяна2*. Особенно большое сходство имеется с изображением древа
жизни, ветви которого направлены вверх и вниз, на цилиндрической печати с таблицы 1. рис. 9.

Подобное положение древа жизни и солнца относительно друг друга характерно и для других памятников. Г. Капанцян в процитированной нами выше книге в разделе о мотивах древа жизни, приводя пример из книги Б. Пиотровского (История культуры Урарту, Ереван;1944), пишет: "Как указывается в этой книге со ссылкой на Уорда,"...Священное древо своими направленными вверх ветвями и остроконечными плодами часто изображается на ассирийских памятниках,причем древо завершается также и солнечным диском". Интересно,
что на урартских памятниках Топрак-Кале священное древо изображается с ветвями, направленными как вниз, так и вверх"2'.

В центре вишапа с. Гандза изображен небольшой круг, от которого вправо и влево идут две параллельные горизонтальные линии, оставляющие впечатление двух змей, головы которых направлены к центру. Непосредственно под змеями изображены две птицы, стоящие друг против друга, имеющие очень большое сходство с изображениями птиц на вишапе № 9 из Тохмахан—гела,
аистами, по мнению Л. Барсегяна. На обратной, восточной, поверхности камня следы каких—либо изображений отсутствуют. Здесь мы видим нечто другое. На левой части поверхности есть углубление в 1—3 см. Из его формы можно заключить, что впоследствии, после принятия христианства, люди, забывшие культ вишапа, пробовали переделать его в крест /в окрестностях оз. Парвана есть два похожих гигантских креста с солнечным диском в центре, к которым мы обратимся отдельно/. К

счастью, им это не удалось /может, и по причине исключительной
твердости камня/, и памятник дошел до нас в первозданном виде.


Из книги Артюща Саносяна "…еще и белы геноцид”

 

Поисковый анализ сайта