Армяне не участвуют в политическом управлении Грузии. Пора просыпаться
Действительно! Если «сухо» взглянуть на цифры, выходит, что с точки зрения гендерного равноправия в политической жизни Грузии существуют серьезные проблемы. 53,5% от населения Грузии имеет в парламенте всего 17 представителей(11% от числа депутатов). Однако, если на данный вопрос посмотреть с точки зрения участия женщин в принятии политических решений, то вырисовывается более оптимистичная картина.
Женщины-депутаты принимают полноценное участие в работе законодательного органа страны. Среди женщин-депутатов есть заместитель председателя Парламента, председатели и заместители парламентских комитетов, руководители и заместители руководителей парламентских фракций. Так же следует добавить, что женщины так же равноценно включены и в другие сферы государственного управления. Из 19 министров 3 –женщины. В грузи есть 12 заместителей министров –женщин. Так же женщины значительно представлены на уровне руководителей и заместителей руководителей департаментов различных министерств, в муниципальных администрациях, в городских Советах и т.д.
Таким образом, не смотря на то, что представленность женщин в государственных органах власти конечно же не пропорциональна их количеству, однако, в то же время нельзя сказать, что женщины отключены от политических процессов. Не смотря на то, что женщины довольно активно и на высоком уровне принимают участие в политическом руководстве, вопрос гендерного равноправия все же стоит на повестке грузинского правительства. Учитывая существующие настроения, вполне вероятно, что в скором времени Грузия учтет настоятельные требования международного сообщества и защитников интересов женщин в самой Грузии, и более масштабно подключит женщин к политическим процессам.
С точки зрения участия в политическом управлении страной, совсем иначе обстоят дела у национальных меньшинств…
Согласно официальным данным, 710 362 гражданина Грузии(16,2% от общего населения) являются национальными меньшинствами. Самые крупные группы национальных меньшинств в Грузии, это азербайджанцы(6,5%) и армяне (5,7%). Что же касается участия национальных меньшинств в политическом управлении страной и даже элементарно в политической жизни страны, то имеющиеся цифры говорят сами за себя.
В парламенте Грузии есть всего лишь 9 депутатов не грузин: 3 армянина, 3 азербайджанца, 2 украинца, 1 езид. Если бы количество депутатов –не грузин, было бы пропорционально количеству проживающих в стране национальных меньшинств, то в Парламенте Грузии было бы 24-25 парламентариев от национальных меньшинств, из которых 9-10 азербайджанцев и 8-9 армян.
Здесь же необходимо добавить, что среди министров нет ни одного министра не грузинской национальности. Нет и заместителей министров, руководителей и даже заместителей руководителей министерских департаментов, которые были бы представителями национальных меньшинств.
Что означает данное положение дел? -То, что голос 16,2% населения страны нигде и никто не представляет. Страна игнорирует интересы 16,2% своих же граждан. Государственные чиновники и представители власти могут долго отрицать эту данность и могут пытаться оправдать существующее положение, однако, тот факт, что не одна из фундаментальных проблем, беспокоящая национальные меньшинства, за столько лет так и не нашла своего справедливого решения, и даже не была серьезно рассмотрена властями, говорит о том, что с точки зрения представительства национальных меньшинств в государственных органах существует глубокая проблема.
На официальном сайте Парламента Грузии есть отдел, под названием «женщины в парламенте». Данный факт, естественно является положительным и указывает на то, что в этом направлении если и не ведется активная работа, но существует внимание и лоббирование темы. Отдела под названием «национальные меньшинства в парламенте», на сайте Парламента Грузии –не существует…
Если сравнить между собой вопрос участия женщин и национальных меньшинств в политическом управлении страной, то можно дойти до вывода, что непропорциональный количеству населения уровень участия женщин в управлении страной связан не с политикой «недопущения» женщин к власти, а всего лишь с отсутствием гендерной политики. Одним словом –никто умышленно не ограничивает женщин от участия в управлении страной. С другой стороны, нулевой уровень представительства национальных меньшинств в процессе управления страной и все существующие факты толкают на мысль, что сложившаяся ситуация является результатом целенаправленной политики по отстранению и изоляции национальных меньшинств от законного права управлять своим же государством.
Что же касается выходов и путей решения проблемы… Существуют два основных варианта. Первое –государство разработает пропорцию-формулу (подобную той, которую планирует применить при проведении политики гендерного равноправия), по которой национальные меньшинства будут включены в процессы политического управления страной. Введение квот для национальных меньшинств, в свою очередь, потребует внесения серьезных изменений в грузинском законодательстве.
Второй вариант, является более фундаментальным и, как ни странно, больше всего подходит к установившейся в Грузии модели демократического правления. А сам вариант заключается в том, что бы национальные меньшинства создали бы свои собственные политические объединения и при помощи этих объединений принимали бы участие в управлении страной и решении своих же проблем.
Судя по всему, решение этого вопроса еще не скоро, однако, думать, анализировать и вести соответствующюю подготовку –все же необходимо начинать.
Armenian Community of Georgia