АРМЯНЕ В ДЖАВАХКЕ
Затем, по Страбону, армянский царь Арташес l в начале ll в. До Р.V
Воссоединяет с матерью –рдиной провинцию Гугарк ( с гаварвми Джавахк и Трехк ).Провинция эта была в составе Армении при Ервандидах и только в конце lll в. До Р.V. перешла к Грузии. Об этом свидетельствует М. Хоренаци и грузинские источники... Пограничная провинция Гугарк (бдешхство) была в составе Армянского государства до 387 г., когда после раздела Армении отошла к грузинскому марзпанству Персии.
В 19 в. Юг Джавахка – Гогшен – включается в пределы царства Багратидов. В 12-14 вв. Край был родовым поместъем Закарянов (саргису Тмкабердци (груз. Тмагвли) его подарила царица Тамара). В 1266 г. спасалар /владетель/ Самцхе Саркис Джакели с помщью монголов отделяет Самцхе. В 1639 г. его завоевывают турки и превращают в Ахалцихский пашалык, одним из санджаков которого бил Джавахк (Ахалкалак). В 1829 г. Ахалкалакский и Ахалцихский гавары отвоевывают у Турции русские и включают их в состав России.
Армяне в Джавахке живут с незапамятных времен. Лучшее свидетельство тому-вишапы, каменные изваяния, созданные, как полагает Н. Марр, около 7000 лет назад. Между прочим, расселяясь с Арменского нагорья. индоевропейские племена увозили их с собой (или создавали новие по подобию оставленных на родине).
Армяне в Джавахке жили непрерывно и на протяжении всей своей истории создавали памятники своей культуры. Среди них можно отметить характерные для Северной Армении гигантские (2,5-3м.высотой) крылатые хачкары, переделанные в ранний период христианства из вишапов-эти, по выражению Н.Марра, памятники исключительно армянской культуры.
Из средневековых памятников армянской материальной культуры следует отменить хачкары на всей территории Джавахка, созданные в IX-XVI вв., на большинстве которых и сейчас читаются армянские надписи. Несмотря на все беды и разрушения, их сохранилось не менее 40 (данные представлены С.КАРАПЕТЯН0М) О постоянном наличии в Джавахке армянского этнического элемента говорят и следующие факты.
Лео, основываясь на грузинских источниках, пишет, что в начале 4 в., когда св. Нуне(Нино) направлялась из Армении в Грузию проповедовать христианство, в Джавахке, возле оз. Парвана повстречалась с Грузинскими пастухами, пригнавшими из Мцхеты и окрестностей отары на летние пастбища, и спрашивала у них на армянском же и указали путь, куда идти. А это значит, что пастухи научились армянскому у местных жителей армян.
В другом месте Лео считает родину грузинского церковного деятеля католикоса Кюриона (VI-VII вв.) " полуармянским, полугрузинским краем".
Е. Лалаян в своей книге "Джавахк " пишет, что в старой крепости Ахалкалака " на многих из найденных камней были армянские надписи 13, 14,15" . В составленных в Турции в 1595 г. налоговых списках Гюрджистанского вилайета,известных как"Большой налоговый реестр Гюртжистанского вилайета ", в списках жителей сел Джавахка во множестве встречаются армянские имена Киракос,Карапет,Саргис,Мкртич,Манук,Казар,Тер-Акоп и др.
Есть и целые села (напр.Пока, Мамзара, Корх и др.) с одними только армянскими именами.Довольно много и сел со смешенным населением,где армяне или грузины составляли боьшинство.Есть села и с грузинским населением. встречаются имена, которые могут принадлежать и армянам, и грузинам. Так,в с. Тория рядом записаны Мкртич(армянин) и Джанибек Саргисидзе (непонятная национальная принадлежность).
По меньшей мере странно, что список 12налогоплательщиков с. Эштия начинается именем Тер-Акоп(священник),а все остальные имена либо грузинские, либо огрузиненные. Получается, что священником у грузин был армянин и служба шла на армянском ...? Для разрешения этих и множества других вопросов необходимо исследование оригинала «Реестра” еще и армянскими учеными.
В VIII в. армяне продолжали составлять в Джавахке большинство население. Об этом свидетельствует "История" католикоса Абраама Кретаци (1734-1737), который говорит, что все 6000 жителей Северной Армении, угнанные Надир-ханом в Персию, в Хорасан, во время одного из походов, были армяне: "...и взяли в плен из провинций Наримана, из Джавахета, из Чалтыра и из Каякала, и все они были из нашего народа. И погнали мужей и жен, стариков и детей и увели в Хорасан числом 6000 (душ), как я слышал."
Некоторые полагают, что до присоединения Джавахка к России армяне здесь не жили. Это не так. Исследователи, как и жители Джавахка знают, что часть жителей Баралета, Мурджахета, Поки и др. сел – коренные, местные армяне.
В статье Рубена Тер-Минасяна "Борьба Ахалкалака” приводятся данные переписи Ахалцихского и Ахалкалакского уездов 1831 г., в которой переселенцы 1831 г., конечно не регистрировались.
Статистика такова: после войны 1828-1829 гг. в крае жили 1716 местных армянских семей (дымов), 179- местных грузинских и 639 магометанских семей. Выводы оставляю читателям…
Сегодня в Джавахке в одних только Ахалкалакскогм и Богдановском районах проживают 120 000 армян.
Из книги Артюща Саносяна "…еще и белы геноцид”
Категория: Самцхе-Джавахк |