АРМЯНЕ В ДЖАВАХКЕ
Древнейшее, из дошедших до нас письменных упоминаний Джавахка относится к VII в. до P. X. B Хорхорской летописи на ванской скале царь Араратского (Ванского) царства Аргишти 1 среди завоеванных земель упоминает и Джавахк в форме Забаха. Армянский царь объединял (или воссоединял) в своем царстве армянские племена севера Армении, граница проживания  которых  доходила до крайних северо-восточных отрогов Мосхского хребта, до страны Сурам и одноименных гор.
Затем, по Страбону, армянский царь Арташес l в начале  ll в. До Р.V
Воссоединяет с матерью –рдиной провинцию Гугарк  ( с гаварвми Джавахк и Трехк ).Провинция эта была в составе Армении при Ервандидах и только в конце lll в. До Р.V. перешла к Грузии. Об  этом свидетельствует  М. Хоренаци и грузинские источники...                                                                   Пограничная провинция Гугарк (бдешхство) была в составе Армянского государства до 387 г., когда после раздела Армении отошла к грузинскому марзпанству Персии.
В 19 в. Юг Джавахка – Гогшен – включается в пределы царства Багратидов. В 12-14 вв. Край был родовым поместъем  Закарянов  (саргису Тмкабердци  (груз. Тмагвли) его подарила царица Тамара). В 1266 г. спасалар /владетель/ Самцхе Саркис Джакели с  помщью монголов отделяет Самцхе. В 1639 г. его завоевывают турки и превращают в Ахалцихский пашалык, одним из санджаков которого бил Джавахк (Ахалкалак).                                                           В 1829 г. Ахалкалакский и Ахалцихский гавары отвоевывают у Турции русские и включают их в состав России.
Армяне в Джавахке живут с незапамятных времен. Лучшее свидетельство тому-вишапы, каменные изваяния, созданные, как полагает Н. Марр, около 7000 лет назад. Между прочим, расселяясь с Арменского нагорья. индоевропейские племена увозили их с собой (или создавали новие по подобию оставленных на родине).
Армяне в Джавахке жили непрерывно и на протяжении всей своей истории создавали памятники своей культуры. Среди них можно отметить характерные для  Северной Армении гигантские (2,5-3м.высотой) крылатые хачкары, переделанные в ранний период христианства из вишапов-эти, по выражению Н.Марра, памятники исключительно армянской культуры.

Из средневековых  памятников  армянской  материальной  культуры  следует  отменить  хачкары на  всей  территории  Джавахка, созданные  в IX-XVI вв., на  большинстве  которых  и  сейчас  читаются  армянские   надписи. Несмотря  на  все  беды  и  разрушения, их  сохранилось  не  менее  40 (данные  представлены  С.КАРАПЕТЯН0М) О постоянном   наличии в  Джавахке  армянского  этнического  элемента говорят и следующие  факты.
Лео, основываясь на грузинских источниках, пишет, что в начале 4 в., когда св. Нуне(Нино) направлялась из Армении в Грузию проповедовать христианство, в Джавахке, возле оз. Парвана повстречалась с Грузинскими пастухами, пригнавшими из Мцхеты и окрестностей отары на летние пастбища, и спрашивала у них на армянском же и указали путь, куда идти. А это значит, что пастухи научились армянскому у местных  жителей армян.
     В другом месте Лео считает родину грузинского церковного деятеля католикоса Кюриона (VI-VII вв.) " полуармянским, полугрузинским краем".
 
Е. Лалаян в своей книге "Джавахк  "  пишет, что в старой крепости  Ахалкалака  " на многих из найденных  камней были армянские надписи 13, 14,15" . В составленных в  Турции в 1595 г. налоговых списках Гюрджистанского вилайета,известных как"Большой налоговый реестр Гюртжистанского вилайета ", в списках жителей сел Джавахка во  множестве встречаются армянские имена Киракос,Карапет,Саргис,Мкртич,Манук,Казар,Тер-Акоп и др. 

Есть и целые села (напр.Пока, Мамзара, Корх и др.) с одними только армянскими именами.Довольно много  и сел со смешенным населением,где армяне или грузины составляли боьшинство.Есть села и с грузинским населением. встречаются имена, которые могут принадлежать и армянам, и грузинам. Так,в с. Тория рядом записаны Мкртич(армянин) и Джанибек Саргисидзе (непонятная национальная принадлежность).
      По  меньшей  мере  странно, что  список  12налогоплательщиков  с. Эштия  начинается  именем  Тер-Акоп(священник),а  все остальные  имена  либо  грузинские, либо огрузиненные. Получается, что  священником  у  грузин  был  армянин  и  служба  шла  на  армянском ...? Для  разрешения  этих  и  множества   других  вопросов   необходимо  исследование  оригинала «Реестра” еще  и  армянскими  учеными.    
В VIII в. армяне продолжали составлять в Джавахке большинство население. Об этом свидетельствует "История" католикоса Абраама Кретаци (1734-1737), который говорит, что все 6000 жителей Северной Армении, угнанные Надир-ханом в Персию, в Хорасан, во время одного из походов, были армяне: "...и взяли в плен из провинций Наримана, из Джавахета, из Чалтыра и из Каякала, и все они были из нашего народа. И погнали мужей и жен, стариков и детей и увели в Хорасан числом 6000 (душ), как я слышал."        
     Некоторые полагают, что до присоединения Джавахка к России армяне здесь не жили. Это не так.    Исследователи, как и жители Джавахка знают, что часть жителей Баралета, Мурджахета, Поки  и др. сел – коренные, местные  армяне.
  В статье Рубена Тер-Минасяна "Борьба Ахалкалака” приводятся данные переписи Ахалцихского и Ахалкалакского  уездов  1831 г., в которой переселенцы 1831 г., конечно не регистрировались.
Статистика такова:  после  войны 1828-1829 гг. в крае жили 1716 местных армянских семей (дымов), 179- местных  грузинских и 639 магометанских семей. Выводы оставляю читателям…
Сегодня в Джавахке в одних только Ахалкалакскогм и Богдановском районах проживают 120 000 армян.

Из книги Артюща Саносяна  "…еще и белы геноцид”
                         

Категория: Самцхе-Джавахк |
Поисковый анализ сайта