Джавахкские армяне России обращаются к Католикосу с просьбой содействовать возврату святыни народу
Ваш визит в Грузию, запланированный ещё в прошлом 2010 году, по просьбе грузинской стороны трижды откладывался. Причины указывались разные, в том числе и состояние здоровья Католикоса-Патриарха Грузии Илии II. Создавшаяся ситуация вызвала неоднозначную и даже критическую реакцию в армянском обществе, где доминировало мнение о том, что основной проблемой между Армянской Апостольской и Грузинской Православной Церквями является необходимость возвращения армянских храмов на территории Грузии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) и вопрос предоставления юридического статуса ААЦ в Грузии. И вот, в очередной раз, Вас, любимого нами Святейшего Патриарха и Католикоса Всех Армян, пригласили посетить с официальным визитом Грузию, который планируется в июне текущего года. В связи с этим событием, мы вместе с армянской общиной края Самцхе-Джавахк и Грузии в целом выражаем нашу безмерную радость.
Ваше Святейшество!
Позвольте сделать небольшое отступление и вернуться назад – к истокам истории нашего края. Согласно множеству неопровержимых свидетельств, в крае Самцхе-Джавахк есть армянские церкви и святыни, построенные ещё в XIII-XIV столетиях. Есть армянские культовые строения и более раннего возраста. Общеизвестно и то, что в XVIII-XIX веках в самом городе Ахалцихе был центр Епархии Армянской Апостольской Церкви, традиционно подчинявшейся Святому Эчмиадзину. В те времена главой епархии являлись или сам Католикос или направленное им духовное лицо.
В XVII-XVIII веках в Ахалцихе происходили серьезные трения между армянами верноподданными Армянской Апостольской Церкви (Святого Эчмиадзина) и армянами, перешедшими в католичество.
До переселения эрзрумских армян в Ахалцихе, в городе функционировали четыре армяно-католические церкви: Сурб Ованнес Мкртич (Иоанна Крестителя), Сурб Хач (Святого Креста), Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) и Еревман Сурб Хач (Святого Крестовоздвижения).
С поселением в Ахалцихе армян, депортированных из Западной Армении, в городе начинают восстанавливаться и закладываться армянские церкви приверженные Святому Эчмиадзину.
В 1835 г. закладывается основа храма Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя). В 1936 г. Духовное Правление с прихожанами принимают решение праздновать 100-летие со дня основания церкви и этот праздник становится для церкви последним. В 1937 г. крест с колокольни сбрасывается и двери церкви Сурб Аменапркич навсегда закрываются. Богатое имущество церкви исчезает бесследно. В 1955 г. местными городскими властями принимается решение преобразовать церковь в Дом офицеров. Снесена колокольня, пристроена колоннада и церковь превращается в общественное здание. И в настоящее время, под видом благоустройства и нужд города, продолжается вандальное уничтожение остатков указанного исторического памятника.
Церковь Сурб Степанос (Святого Степаноса) построена в средние века как церковь "40 младенцев и Святого Архангела”. Во время многократных набегов церковь была разрушена. После переселения армян из Эрзрума на оставшихся развалинах была восстановлена вначале деревянная, а далее каменная постройка. Далее, после установления советской власти церковь постепенно угасает и в 1925 г. окончательно закрывается. В настоящее время строение разрушается и предаётся забвению.
Третья церковь ААЦ находится в старой части города – Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя). Построена она в XIII веке армянами, переселенцами из Ани. В настоящее время это единственная действующая армянская церковь в Ахалцихе. Церковь Сурб Григор Лусаворич была разрушена в XVII в. и превращена в мечеть. После переселения армян из Западной Армении, в 1830 г. церковь была освещена архиепископом Карапетом Багратуни и служба в церкви восстановилась. После установления Советской власти в 1921 г. церковь закрывается и вновь она начинает действовать в 1946 г. В 2009 г. силами прихожан церковь была отремонтирована и отреставрирована.
После постройки в Ахалцихе храма Сурб Аменапркич (Св. Всеспасителя) и школы Карапетян, в жизни ахалцихских армян значительным событием стало строительство в 1862 г. церкви Сурб Ншан (Святого Знамения) или как в то время ее ещё называли Сурб Вардананц (Святых Варданянов). Церковь была построена на средства князя магтеси Вардана Варданяна при активном участии армянских ремесленников города. В 1861 г. было получено разрешение на строительство, в 1862 г. начато строительство, освещена церковь в 1863 г. и строительство завершено в 1868 г. Начиная с 1863 г. в церкви шла служба. Она была отобрана у Армянской Апостольской Церкви в 1938 г. В советские годы церковь вначале использовалась в качестве склада для соли, затем – в качестве здания районного совета, а в 1984 г. была превращена в Музей дружбы народов. В 1970-е годы здание частично было отремонтировано, в результате чего с северного входа исчезла надпись.
В 1990 г., в канун 75-летия по случаю Геноцида Армян в Османской Турции 1915 г., армянское население Ахалцихского района попыталось мирным путём возродить предназначение армянской церкви Сурб Ншан, однако грузинскими властями это было воспринято как попытка дестабилизировать межнациональную ситуацию в районе, а также как попытка захвата национальной исторической собственности Грузии. В итоге возник конфликт, который всё разрастался, и даже была вероятность начала армяно-грузинского кровопролития. Однако, после трудных и изнурительных переговоров, стороны конфликта пришли к единому мнению оставить вопрос принадлежности армянской церкви Сурб Ншан на решение Патриархов двух сёстер-Церквей, а именно на Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян Вазгена I и Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II. С большой досадой следует отметить, что до сих пор вопрос принадлежности и передачи местной армянской пастве ахалцихской церкви Сурб Ншан так и не решён.
В настоящее время церковь открыта для всех верующих христиан, однако церковная служба в церкви Сурб Ншан не ведётся. Ахалцихская армянская Диаспора, а также местные армяне своими силами недавно отреставрировали крышу церкви, установили внутренние двери, поставили новые окна, облагородили территорию. Кроме этого, силами местных армян ежедневно проводится уход и уборка как внутри, так и на прилегающей территории святыни.
Ваше Святейшество!
Мы не будем приукрашивать значение этой церкви для армян, однако, уверяем Вас, что церковь Сурб Ншан для ахалцихских армян, для джавахкцев вообще и для всей Диаспоры – это в самом прямом значении есть ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ, это, если можно так сказать, КОВЧЕГ, данный нашим Господом Иисусом Христом во имя сохранения нашего смелого, гордого, трудолюбивого и доброго джавахкского армянства.
Сегодня вопрос принадлежности и возврата нашей любимой Святыни, армянской церкви Сурб Ншан, стоит как никогда остро. ААЦ стоит перед угрозой потери церкви и если Вы, Ваше Святейшество, в ходе предстоящего визита окончательно не решите вопрос о ее возврате армянской пастве, то смысл Вашего предстоящего визита в край Самцхе-Джавахк теряется. В подобном случае не исключено, что в глазах большинства армян края Самцхе-Джавахк да и Грузии в целом, Вы – наш любимый и уважаемый Верховный Патриарх Католикос Всех Армян, а также наш любимый Первопрестольный Святой Эчмиадзин потеряете свой авторитет.
Ахалцихские армяне, джавахкские общественные организации, армянская Диаспора, проживающая за пределами Грузии и многие христиане считают необходимым восстановить историческую справедливость и обращаются к Вам, Ваше Святейшество, с огромной просьбой оказать помощь в возврате армянской святыни местному армянскому населению, а следовательно и в лоно Святой Армянской Апостольской Церкви.
С уважением,
Джавахкская диаспора России Россия, май, 2011 год
Еркрамас
Категория: Духовное |