«Eurasianet.org»: Антиармянский подтекст в конфликте между церковью и государством
Конфликт, вызванный принятыми правительством мерами по укреплению юридических прав религиозных меньшинств, обнажил новую линию разлома на неоднородном политическом ландшафте Грузии и обозначил пределы влияния правящей партии «Единое национальное движение».
Принятые 5 июля поправки в Гражданский кодекс позволяют «вероисповеданиям, признаваемым странами-членами Европейского Совета легальными религиями», регистрироваться в качестве полноправных религиозных организаций. Прежде подобные объединения имели статус благотворительных или неправительственных организаций.
Эти изменения, удостоившиеся высокой оценки со стороны международного сообщества, вызвали негодование в рядах приверженцев Грузинской православной церкви, многие из которых усматривают в них попытку подорвать особую роль ГПЦ в обществе. Мнение об особой роли Грузинской православной церкви подкрепляет факт выделения ей финансирования из госбюджета и предоставление налоговых послаблений. В ходе состоявшейся в начале июля акции протеста сотни верующих Грузинской православной церкви и духовные лица прошли маршем с иконами и грузинскими флагами в руках по центру Тбилиси к главному кафедральному собору Самеба (собору Св. Троицы). Акция протеста, одна из крупнейших (и самая красочная) за последнее время, явилась напоминанием о том, какой огромной силой является Грузинская православная церковь в обществе.
Возражения последователей Церкви продиктованы опасением, что закон позволит Армянской апостольской церкви заявить имущественные права на ряд церковных зданий Грузии. Всплеск антиармянских настроений отчетливо проявился в телевизионных ток-шоу, блогах и дискуссиях в социальной сети Facebook по данному вопросу.
Горячая полемика во многом пошла на спад после состоявшегося 12 июля заседания Священного синода Грузинской православной церкви, призвавшего всех сохранять спокойствие. Одновременно с этим синод попросил парламент в будущем выносить связанные с религией законопроекты на обсуждение с Патриархией во «избежание возможных осложнений».
Нагнетанию напряженности способствовала быстрота, с которой было проведено голосование по вопросу принятия поправок (всего через несколько дней после парламентских дебатов), а также выбранный для этого момент (сразу по завершению широко разрекламированного визита в Тбилиси главы Армянской апостольской церкви, Католикоса Гарегина II), отмечает директор Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили.
Тот факт, что Патриарх Илия II – человек, считающийся самым почитаемым публичным деятелем в Грузии, – не был привлечен к предварительным обсуждениям, произвел впечатление «самонадеянности и высокомерия» правящей партии, подчеркивает Георгий Хуцишвили. 78-летний патриарх попросил отложить окончательное голосование по данному вопросу до завершения обсуждений с Церковью.
«Думаю, что в Грузии политизируются многие вещи, которые на самом деле политическими не являются. А иногда некоторые действия правительства способствуют политизации определенных вопросов», – отмечает конфликтолог.
Однако Грузинская православная церковь выполняет функции не только религиозной организации. Привилегированное положение Церкви и растущая популярность в обществе сделали из нее «политического игрока», говорит директор Центра общественных наук Тбилисского государственного университета Маринэ Читашвили. «[Патриарх Илия II] – это по-прежнему власть…У него нет никаких полномочий де-юре, но де-факто он располагает огромной властью», – подчеркивает она.
По словам Маринэ Читашвили, национализм, поднявший голову в ходе дебатов вокруг статуса религиозных меньшинств, является «искусственным» явлением, вызванным к жизни шоком, который испытали люди, узнав о принятом столь спешно решении, и не имеющим по собой основания в виде подлинной враждебности между грузинами и армянами. И все же предпринимаемые армянским меньшинством Грузии усилия по расширению своих культурных прав не дают покоя чиновникам в Тбилиси. В 2009 году обострились отношения между Грузией и Арменией и на правительственном уровне, когда двум активистам грузино-армянского сообщества были предъявлены обвинения в шпионаже.
Армянская апостольская церковь является древнейшей из христианских церквей, а Грузинская православная церковь – третьей по старшинству, так что признаки культурного соперничества налицо.
По словам Георгия Хуцишвили, скандал вокруг поправок служит напоминанием о неполном отделении церкви от государства в Грузии. «Эти события еще раз продемонстрировали, что религия является самым острым вопросом в Грузии, – отмечает он. – И есть риск, что любой спор по религиозному вопросу может в будущем легко перерасти в спор политический».
Новости Армении
Категория: Ай Дат |