«Информационная война» церквей
– Именно в день, когда в Грузии был принят статус юридического лица 5 конфессий в интернет пространстве появился видео-ролик со встреч армянского и грузинского католикосов, в котором Католикос всех армян Гарегин второй с плохим русским говорит с патриархом всея Грузии Илиёй вторым, почему именно в тот день, откуда и почему вообще появился этот ролик?
Видео-ролик составляет всего лишь одну часть антиармянской пропаганды. Потому что явно видно, что католикосы в курсе, что их снимают на камеру. Я не думаю, что это была скрытая съёмка. Вообще то все политические или духовные вопросы высокопоставленных чиновников и духовных деятелей, делятся на протокольный – то есть когда все видят, и на непротокольные – которые скрыты от глаз простых смертных. И именно на этих встречах решаются важнейшие задачи. Но обычно эти съёмки не выходят из архивов. Тот человек, который снял на съёмку, естественно, что личность которая работает в грузинской церкви, который предполагаю, что ответственен за то, что этот ролик когда либо не выходил из архива. Если внимательно посмотрим ролик, то увидим, что он смонтирован, то есть есть намерения показать на специальном отрицательном фоне именно те моменты, когда говорит католикос всех армян.
– А что делает в такой ситуации Святой Эчмиадзин?
Я предполагаю, что Святой Эчмиадзин также имеет большой архив подобных встреч. Представьте, какой большой скандал может состоится, если из один из этих записей окажется в Интернете. Это явно была провокация.
- А в чём цель?
Потому что на протяжении всего ролика говорит армянский католикос и почти не слышится какое-то слово со стороны грузинского патриарха. Основная цель была показать в плохом свете, думаю грузинская сторона в какой-то степени достигла своего.
Так как около одной недели этот ролик активно обсуждался в армянском интернет поле и распространялся. Их основная цель была взорвать изнутри институт католикоса.
Мы не должны превращатся в руках других инструментом, в подобных случаях нужно долго думать, кому это выгодно. Для чего это. И что самое главное, какие последствия может иметь.
– Оправдано ли осуждение католикоса всех армян в армянском интернет пространстве?
Единственное, с чем я согласен с осуждающими, это то, что наш Католикос и окружающие его духовные служители понимая, что не идут в дом близкого родственника, а в какой-то степени к сопернической церкви, может надо было попытатся быть осторожными и ожидать всего. Так как до визита также была недостоверная информация. И наши должны были быть готовы. Основная проблема наших, думаю, то, что они не были готовы, что будет проводится такакя информационная атака на армянскую сторону. С другой стороны я их не осуждаю, потому что они духовные служители. Они не специалисты информационных войн ни PR.
– Почему по вашему, грузинская церковь отрицательно отреагировала на принятие государством статуса церквей?
Во первых существует проблема церквей. Во-вторых проблема имущества. И третее грузинская церковь привыкла к своей монопольной позиции. А сейчас обстоятельства меняются, и 5 религиозных организаций могут выступить как юридические субъкты. До последних времён армянская церковь в Грузии была сектой.
Изначально визит Католикоса в Грузию со стороны грузинских духовных служителей не приветствовался. И когда это стало реальностью, именно тогда приложили серёзные информационные потоки, чтобы принизить визит католикоса Всех армян и самого католикоса.
Это всего лишь был первый шаг, так как в повестке обсуждений двух католикосов было ещё много других вопросов. Дело в том, что получение статуса армянской апостольской церкви всего лишь узаконить свою деятельность в Грузии.
– По вашему, почему Грузия до сих пор не принимала этот закон?
Закон о свободе религиозных организаций в Армении уже действует больше 10 лет. Честно говоря удивительно, что в нашей соседней стране подобного закона до сегодняшнего дня не принимался. Хотя это является одним из требований Совета Европы. Когда я углубился в сущь вопроса понял, что закон не принимался по той ясной причине, что есть громадное противостояние со стороны грузинской православной церкви. По той причине долгое время они отказывались, но под давлением международной общественности Грузия всё таки решила предоставить 5-и крупнейшим конфессиям юридический статус.
Агуник Айвазян
Ереван