Интервью с Мамукой Арешидзе. Часть Вторая
Грузия, Азербайджан, Турция, газ, коррупция, риски исламского фанатизма в Грузии, участие граждан Грузии в региональных и глобальных конфликтах, вопросы безопасности и суверенитета… –об этом и многом другом «Миутюн» побеседовал с авторитетным грузинским экспертом Мамукой Арешидзе. Уважаемому читателю представляем Вторую часть обширного интервью «Миутюна» с экспертом Мамукой Арешидзе.

Вы ни раз делали заявления о участие граждан Грузии –жителей Панкисского ущелья, в боевых действиях на территории Сирии и Ирака. Что на счет населения региона Квемо Картли? Там есть сильная мусульманская община. Каково влияние суннитских школ –салафизма и ваххабизма, на население региона Квемо Картли?

- 12% азербайджанцев являются суннитами. Ни в основном живут в Тбилиси и регионе Мцхета-Мтианети. В Квемо Картли, в основном, проживает шиитское население. Если я скажу, что это население особенно религиозно –будет ложь. Но у них есть определенная психологическая зависимость от религиозных лидеров Азербайджана.

Не смотря на то, что в Грузии создано отдельное Управление Мусульман Грузии, эта зависимость все еще очень сильна.

На пространстве Квемо Картли за влияние на электорат, сегодня друг с другом борются несколько сил. Иностранные силы –турецкие, иранские и арабские организации.

Турецкие и иранские организации, в основном, заняты гуманитарной активностью. Но естественно, пытаются возыметь максимальное влияние на население региона.

Арабские организации ведут себя куда больше агрессивнее. Агрессивно –в первую очередь в финансовом плане. Финансовые потоки, в первую очередь, направлены на привлечение как можно большего количества людей.

Люди, которые считают себя мусульманами, намного комфортнее ощущают себя в лоне салафизма. Салафизм предполагает чистый ислам. Он более активен, чем другие мусульманские школы на территории Грузии. Именно по этому, число сторонников салафизма в Квемо Картли –стремительно растет. На сегодняшний день количество приверженцев салафизма в Квемо Картли не превышает 5-6% (20-25 000 человек –ред.). В основном это городская молодежь.

Например, салафизм оказался весьма привлекательным для молодежи Гардабани, Марнеули. По имеющейся у меня информации около 50-60 молодых людей их Квемо Картли, сегодня проходят обучение заграницей.

Часть этих людей обучается в иранском Кубе. Там функционирует крупный шиитский университет. Другая часть обучается в Джидде, в Эль-Рияде, Кувейте. Возвращение этих молодых людей в Квемо Картли, часто приводит к возникновению противостояния с местными религиозными деятелями. Сфера конфронтации постоянно растет.

Для справедливости следует отметить, что большая часть населения смотрит на все это апатичным взглядом.

Около 20 жителей Аджарии сегодня воюют в Сирии и Ираке. Из Панкиси, как минимум -70-90 человек. Из которых 14 уже погибло.

Известно –сколько погибло жителей регионе Квемо Картли -4 человека. Но сколько воюют –сложно сказать. По моим оценкам это где то 40-50 человек.

Насколько эффективна работа государства по ограничению данных потоков граждан страны, получается ли у государства нейтрализовать это опасное явление, под названием распространение радикального ислама на территории Грузии?

- Работа над данным процессом ведется очень активно. Но, много времени уже потеряно. 80% молодежи Панкисского ущелья уже являются приверженцами салафиза. Развернуть эту ситуацию в другую сторону крайне сложно.

Главная функция Управления Мусульман Грузии заключается именно в этом –ограничить на территории Грузии действие иностранных мусульманских, особенно экстремистских организаций. Как это получается –другой вопрос.

Правительство Грузии планирует создать на территории страны исламское образовательное заведение. Как минимум два, что бы ограничить выезд на учебу заграницу наших граждан. Естественно рождается вопрос –а кто будет там преподавать?

Думаю, что необходимые кадры у Грузии есть. Кроме этого не исключено, что были бы приглашены те люди из Турции и Ирана. Которые имеют грузинское происхождение. Речь идет о религиозных деятелях.

Одним словом, у грузинского правительства есть определенный план для приостановления данного процесса и перевода его в правильное русло. Это делается для того, что бы в Квемо Картли не повторилось то, что уже произошло в Панкисском ущелье. Очень сложная работа. Необходима скрупулезная и профессиональная работа.

Мы находимся в очень серьезном геополитическом пространстве, где влияние политического ислама крайне сильно. Это происходит во всех соседних странах. За исключением Армении. Исходя из этого –необходима серьезная борьба. У этих групп есть хороший опыт, хорошая методология, много денег и агентура влияния в России, Азербайджане и Грузии.

С данной точки зрения особенно опасен северный Азербайджан, где поголовное салафистское население. Там живет много северных кавказцев. Все они граждане Азербайджана, но их взоры направлены в сторону Северного Кавказа, на происходящие там процессы.

Недвно был открыт КПП «Карцах». На сколько своевременно данное действие и не облегчит ли это перемещение экстремистов?

- Если среди пограничников будет существовать непрофессионализм, если будет продажничество, то может произойти все что угодно.

Если ты называешь себя государством, тогда ты должен обеспечить защиту и контроль на своих границах и пропускных пунктах. Необходимо, что бы у людей была бы информация и соответствующая подготовка. Если этого не произошло, тогда у тебя постоянно будет «день открытых дверей».

В начале сентября в Абхазию прибыла очередная официальная делегация из Турции. После этого ни один представитель турецкого правительства не соизволил прокомментировать данный визит. Если сравнить это с встречей Тибилова в Нагорном Карабахе –разница очевидна… В состоянии ли Грузия воздействовать на Турцию, хотя бы в том плане, что бы турецкие действия были бы обговорены с грузинскими властями?

- Каждый руководствуется личными политическими интересами. За влияние на Кавказе и в Абхазии между собой борются Турция и Россия. В данной борьбе интерес третьего государства не учитывается. Именно это и происходит в Абхазии.

Что бы не говорили между собой Турция и Россия, как бы не акцентировали многомиллионный торговый оборот, как бы не говорили о партнерстве и дружбе –подобные эксцессы между ними постоянно будут существовать. Посмотрите –что иногда говорит Путин о Эрдогане и наоборот…

Они исторические враги. Но несмотря на это пытаются развивать торговые отношения.

Что касается конкретного случая. Очень сложно препятствовать частным визитам и встречам. Кстати, раньше мы останавливали турецкие корабли направляющиеся в Абхазию. Это не раз вызывало раздражение Турции. Но раздражение оставалось раздражением.

После того, как Россия начала контролировать акваторию Черного моря, препятствие движению кораблей по направлению в Абхазию, стало подразумевать конфронтацию с Россией. В основном эти корабли нанимает абхазская диаспора Турции.

Да, но ведь речь не идет о частном визите.

- Это был фактически первый полугосударственный визит. Данный процесс крайне сложно остановить. Во всяком случае турецкое государство нас заверяет в противоположном. Не будем забывать, что в парламенте Турции работают 22 депутата –грузина. Они всячески пытаются препятствовать этому процессу.

Недавно в Турции была наша делегация от Абхазской Автономной Республики. Турки дали гарантии, что подобное больше не повториться. Я не верю этим обещаньям…

Не только Турция… Аналогичная ситуация сложилась и с Италией. Там очень активен процесс «признания».

Турецкое правительство, в последнее время, к сожалению, стало непрогнозируемым. Не поймешь –чего они хотят.

Турецкая политика становиться все более и более непонятной. Контр продуктивной. Когда мы говорим о абхазской диаспоре, надо подразумевать, что это связано с черкесским вопросом.

Черкесская диаспора –самая сильная диаспора в Турции. Очень часто турецкое правительство вынуждено считаться с мнением абхазской и черкеской диаспоры. Так же, как это происходит в США по отношению к испанской диаспоры.

Однако, мы называем Турцию стратегическим партнером…

- Так получается! Турция –стратегический партнер. Мы находимся в стадии переговоров с Россией. Такова судьба маленьких стран. Ты вынужден подстраиваться под конъектурную ситуацию… Армения тоже так поступает. Она вынуждена вести себя так, что бы минимально расстраивать Россию. Это так… И не смотря на это, Армения, как государство стоит и будет стоять. Именно по тому, что умеет подстраиваться под ситуацию.

В условиях сложившейся геополитической обстановки надо вести минимально агрессивную политическую игру. Это надо делать для того, что бы не произошло нарушение территориальной целостности, что бы не произошли другие несчастья.

После событий в Коссово мир изменился. Сильнейшие страны мира решили начать играть каждый по своим правилам. Им все «простительно». Эти страны –Россия, Китай, США, а в региональном масштабе –Турция и Иран…

armenian-community.ge
Поисковый анализ сайта